Страны мира

ТОП за месяц

Борьба народных масс. Борьба в городе

История Таиланда

Социальная борьба в Сиаме отражала огромный разрыв в экономическом развитии различных районов страны. В областях, где сложились капиталистические отношения, центром социальной борьбы стал город, где сосредоточивались пролетариат и полупролетарские слои. Рост эксплуатации со стороны местной и иностранной буржуазии вызывал усиление экономической борьбы пролетариата.
Значительный отклик в стране и за ее пределами получила экономическая стачка китайцев, в основном рабочих, происшедшая в 1910 г. в Бангкоке. Правительство Сиама в 1909 г. в поисках новых источников доходов изменило порядок взимания подушной подати с китайских иммигрантов: китайцы должны были вносить налог ежегодно, а не раз в три года, как прежде; в Бангкоке и прилегающих провинциях китаец должен был уплачивать в казну 6 тикалей, в отдаленных провинциях — 4 тикаля в год. Эта мера означала повышение подушного обложения китайского населения в Сиаме, большинство которого составляли рабочие и полупролетариат, и вызвала возмущение и протест китайских землячеств.
В мае 1910 г. по Бангкоку стали распространяться листовки с призывом к китайским рабочим и торговцам прекратить работу, закрыть торговые предприятия. 1 июня вся деловая жизнь в Бангкоке замерла. Заводы, доки, причалы опустели, магазины и лавки были закрыты, три дня пустовал рынок. В городе невозможно было купить рис, рыбу, овощи, мясо. Цены на рис поднялись. На улицах не было ни одного рикши.
Стачка была проведена очень организованно, но имена ее организаторов, как и результаты, остались неизвестны. Закончилась она вечером 3 июня, а 5 июня деловая жизнь в Бангкоке была полностью восстановлена. Как отмечала иностранная печать, забастовка поразила очевидцев духом солидарности, который объединил китайскую колонию. У очевидцев вызвал изумление также тот факт, что участники забастовки не собирали ни одного публичного митинга, не направили к правительству никакой делегации с изложением своих требований.
Правительство, напуганное массовостью этого выступления, провело аресты. Было арестовано 400 человек.
Эта стачка явилась характерной для городских движений в Сиаме того периода. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что в стачке принимали участие только китайцы — рабочие, выступавшие вместе с китайской буржуазией. Сиамские рабочие их не поддержали: электростанция и городской трамвай, где были заняты сиамцы, не прекратили работу. Неосознанность общности классовых интересов рабочих разных национальностей ясно усматривается в рабочем движении Сиама тех лет. Китайские рабочие, а они, как отмечалось, составляли большинство рабочего класса Сиама, стояли ближе к антиимпериалистической борьбе, которую вела в те годы китайская буржуазно-помещичья оппозиция в Китае и за его пределами, чем к классовой борьбе в самом Сиаме. Они охотно выступали под лозунгами антиимпериалистического экономического бойкота, которые выдвигала местная китайская буржуазия.
Своей классовой идеологии у пролетариата Сиама еще не выработалось. Большая часть его находилась под идейным влиянием буржуазного национализма, который распространялся местной китайской буржуазной интеллигенцией и был частью антиимпериалистического движения китайской буржуазии, выступавшей против европейского и американского капитала не только в Китае, но и в других странах Азии.
Не существовало у китайской части местного пролетариата и своих организаций — профсоюзов и политических партий. Она была объединена или, вернее, раздроблена по землячествам и тайным обществам, куда рабочие входили вместе с предпринимателями и где защищали не столько свои классовые права, сколько интересы предпринимателей. Хотя в начале 900-х годов сиамское правительство объявило эти общества вне закона и вело с ними борьбу, они продолжали существовать.
Другая часть пролетариата страны, которая формировалась на базе экспроприации   местного   сиамского крестьянства, еще не обособилась идейно от последнего и от господствующего класса. В среде этой части сиамского пролетариата было сильно идейное влияние монархического национализма и буддизма. Рабочие-сиамцы первыми сделали шаг к организационному оформлению: в 1897 г. в среде бангкокских трамвайщиков возникла первая в Сиаме профсоюзная организация 
Похожие статьи:
Закон 1855 г. о земельном обложении можно рассматривать
В первом десятилетии XX в. усилился процесс развития ме
Несмотря на рост новых социальных сил, государственны
Видный чиновник французской колониальной администрац
Сиамское правительство использовало заключение догов
Возрастает политическая роль крупнейших феодальных р